Горе, которое может победить только «Любовь»

Категория: Новости » Новости кино
Нравится(+) 0 Не нравится(-)

Горе, которое может победить только «Любовь»После просмотра новой картины Михаэля Ханеке «Любовь» многие критики и журналисты покидали зал с мокрыми от слез лицами. Наверное, это самый трогательный, нежный и сокрушающий фильм о любви признанного мэтра европейского кино – о любви настоящей и не знающей притворства. Ради съемок в этой картине Жан-Луи Трентиньян, легендарный актер одной из самых романтических лент мирового кинематографа – «Мужчина и женщина», решил вернуться в кино.

Париж. Взломав дверь запертой квартиры, полиция видит труп женщины в одной из комнат огромных пустующих апартаментов. За несколько месяцев до этого события пожилая пара – Анна и Жорж – возвращаются из консерватории, где они долгие годы преподают музыку. Муж замечает, как красива сегодня Анна, а ночью она внезапно просыпается, но не предает этому значения. Завтракая поутру, Анна вдруг застывает. Невидящий взор, бесплодный попытки Жоржа привести ее в чувство и, наконец, Анна очнулась. Два инсульта подряд – и счастливая жизнь супругов навсегда уходит в прошлое. Анну настигает паралич, и все, о чем она просит любимого мужчину, – не оставлять ее врачам. С ужасом обреченного, день за днем Жорж видит, как его любимая уходит от реальности, как жизнь капля за каплей покидает ее, как тают последние связи с миром. Их счастье мучительно умирает, но Жорж принимает это испытание, ухаживает за Анной, терпеливо прощая дочери (Изабель Юппер) обвинения в бездействии.

Жорж вспоминает увиденный в детстве фильм. О чем – он не помнит, но через всю жизнь пронес сильнейшее впечатление от картины. Этот рассказ как нельзя лучше передает ощущение от фильма Михаэля Ханеке. Здесь тоже, казалось бы, не происходит ничего особенного – сюжет замкнут вокруг одной темы, повествование монотонно, но именно это позволяет режиссеру показать, как угасает Анна. Ханеке словно в микроскоп разглядывает происходящее и, не жалея зрителя, показывает этот процесс. В деталях и подробностях, без сострадания к смотрящему. Жорж ухаживает за женой, которую необходимо переносить из коляски в кровать и кормить, когда она не может даже открыть рот. Нужно менять подгузники и терпеть, терпеть, терпеть, пропуская через себя боль любимой и постоянно слыша ее стоны. Смотреть на это трудно, невыносимо, почти невозможно, но именно через этот труд души и сердца зритель понимает, что настоящая любовь бывает не только в счастье, но и в боли и страданиях. Такая любовь, о которой пишут романы и снимают фильмы. Жорж идет до конца, он просто не может себе позволить опустить руки и сдаться.

Когда шел пресс-показ ленты, в зале было тихо настолько, что не было слышно ни малейшего шороха или вздоха. К финалу журналисты плакали, и эти всхлипы звучали в унисон с музыкой Баха, Бетховена и Шуберта, которую режиссер выбрал саундтреком к своей работе. И было немного странно после финальных титров на пресс-конференции видеть улыбающихся актеров, которые с иронией и шутками отвечали на вопросы и вспоминали забавные истории, происходившие во время съемок. В фильме «Любовь» Микаэль Ханеке, как и ранее в «Белой ленте», использовал символ – птицу. Голуби залетают в квартиру, а Жорж ловит их и отпускает на волю. Трентиньян с улыбкой вспоминал, как трудно было снимать этого голубя, ведь невозможно заставить птицу играть роль, поэтому даже пришлось найти другую.

Когда Ханеке спросили, переживали ли актеры такие страдания во время съемок, как их герои, режиссер ответил, что не актеры, а зрители страдают в этом фильме. По его словам, съемки грустного кино совсем не всегда бывают драматичными, зато комедии иногда создаются в совершенно противоположной жанру атмосфере.

Актриса, исполнившая роль Анны, – Эмманюэль Рива, не в первый раз приезжает в Канны. Фильм с ее участием «Хиросима, моя любовь» (режиссер Ален Рене), ставший дебютом Рива в кино, был представлен публике именно здесь. На нынешнем кинофестивале другой фильм Рене – «Вы еще ничего не видели» – участвует в конкурсной программе. В 1962 году Эмманюэль Рива была удостоена премии Вольпи на Венецианском кинофестивале за роль в фильме «Тереза Дейскеру». Так совпало, что в этом году программу Каннского фестиваля завершит новая киноверсия книги Франсуа Мориака «Тереза Д». Ханеке посоветовал актрисе, играя Анну, не быть сентиментальной. Рива говорит, что после этого ей стало ясно, как нужно играть эту роль. Актриса шутит, что во время съемок лишь один страх преследовал ее – как бы не врезаться куда-нибудь на коляске, если вдруг она потеряет управление.

Режиссер рассказал, что для него главное в съемках – работа с эмоциями. Важно не столько изображение, сколько звук. И если эмоции актеров верны, то и голоса в кино становятся правильными. Ханеке сказал, что не специально решил затронуть тему старости и стариков в фильме «Любовь», и для него никогда не стоит цель объяснить или доказать зрителю что-то. Просто когда человек доживает до определенного возраста, в его жизни неминуемо появляются страдания. И поэтому он выбрал для действия картины не больницу, которая, как правило, и ассоциируется с болью и страданиями людей в старости, а обычную квартиру. В результате фильм получился очень простым, чему режиссер очень рад.

«Любовь» выйдет в российский прокат с 25 октября.

Нравится(+) 0 Не нравится(-)
  • Комментарии на сайте
  • ВКонтакте
  • Facebook

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.