К радиовещанию нельзя относиться как к деловому предприятию.

Категория: Новости » Новости радио
Нравится(+) 0 Не нравится(-)

К радиовещанию нельзя относиться как к деловому предприятию.Программный директор радиостанции «Наше радио» Семен Чайка поделился своими мыслями по поводу вопросов, связанных с принципами радиовещания, влиянии радиовещании и Интернета на популяризацию артиста, музыкальных тенденциях, а также о том, что явилось причиной изменения курса «Наше Радио» в сторону ретро.

«К радиовещанию нельзя относиться как к деловому предприятию. Цель радио – просвещение слушателей, объяснение им хороших и плохих жизненных аспектов, но многие холдинги медиакомпаний забывают об этом. Объяснить это можно не только их чисто деловым отношением к делу, но и боязнью рисковать, ведь пускать в эфир необычную музыку рискованно. Ротация же проверенных шлягеров в конечном счете может привести к восприятию радиостанции как ретро-форматной. Да, прибыль радиокомпании от этого останется стабильной, но можно ли будет ее увеличить? Вряд ли.

Именно такой участи и не удалось избежать «Нашему Радио». Если сравнить ротацию песен 2002 года с песнями, транслируемыми в 2010 году, разницу в них можно заметить небольшую. В этом можно винить и неудачно выбранную стратегию развития, «Наше Радио» слишком много доверия выявляла своим слушателям. В последние годы именно на основе их предпочтений составлялась сетка радиовещаний. Происходило это следующим образом: из сообщества подписчиков радиостанции на Интернет-портале были отобраны 17 тыс. самых ярких ее поклонников. Каждую неделю 5 тысяч из них получали специальный трек, состоящий из отрывков песен. Не зная ни названия, ни исполнителя композиции человек должен определиться со своими симпатиями к ним, ставя плюсик понравившимся и отвергая другие. Можно представить, что слыша голос Шевчука или Кипелова человек наверняка поставил бы им плюс, а незнакомого ему исполнителя оценил бы вряд ли. Вследствие такого отбора в ротацию попадали все те же песни из недели в неделю и даже из года в год. Заметили на радиостанции такое явление не сразу, ну а когда заметили, то посчитали его естественным и нормальным.

За десятилетний период работы радиостанцию «Наше Радио» можно было называть и «КиШ-FM», ввиду большого числа композиций группы «Король и шут». Ну а если серьезно посмотреть, то можно было за 10 лет насчитать около 30 транслируемых артистов нашей станцией, которые образовывали ее формат. Наглядный пример такого формирования: в 2000-ых годах к нам на станцию приходит ска-панк-группа «Distemper», но тогдашний программный директор дал им отпор с такими словами, дескать, группа направления ска в России для него – это «Ленинград», панк направление – «Тараканы» и «Наив», а других и не нужно. Таким образом радиостанция может или поднять музыканта или опустить его. Еще один пример отбора композиций: певица Инна Желанная, исполняющая психо-фолк, как-то рассказывала, что ее песни не берут на некоторые станции, мотивируя это лишь тем, что в них нет припевов. А на моей памяти больше 70 групп, которые прекратили творческую деятельность только из-за их невостребованности на радиостанциях.

На мои доводы могут возразить, что есть Интернет. Да, но ведь человек ленив и логика далекого от музыкальной сферы человека склоняется к необходимости произвести какие-то действия в Интернете, чтобы найти там что-либо путевое, а это – потраченное время. Вторым камнем преткновения может стать боязнь чужого мнения – вот мне эта песня понравилась, а другие скажут, что я ничего не понимаю в музыке. Главным судьей в этом вопросе и выступает радиостанция. Проводимая мною политика на «Нашем радио», а стал программным директором я на ней в 2013 году, сводится к идее о том, что музыка может быть или хорошей или плохой, но не ограниченной стилистически. Такой подход не всем слушателям был понятен, многими из них были выдвинуты обвинения в социальных сетях в нарушении мною уже сложившегося формата радиостанции русского рока. Я решил испросить у них обозначение русского рока, на что получил ответ - это тексты с глубоким смыслом при звучании барабанов и гитарных дифирамбов. Но как же тогда Стас Михайлов, который исполняет песни, написанные по стихам Есенина? Ведь глубже некуда. А группа «На-На», у которой и с барабанами и с гитарами полный порядок. При этом, когда крутятся песни «Hi-Fi», «Любэ», «Звери», Глюкозы и Киркорова с Гариком, то все остаются довольны.

В этом бизнесе я уже 22 года и чем дальше, тем все проще и примитивней становится музыка. Я в этом усматриваю потакание аудитории. Радиостанциям необходимо не только развлекать слушателей, но и отягощать себя образовательными целями.

На текущий момент я рискую ежедневно. Я руковожу программой эфира главной радиостанции «Мультимедиа Холдинг». В случае провала моей стратегии много людей из него останется без работы. Последнее десятилетие «Наше Радио» не рисковало, загнав себя в капкан, и больше резервов у нас нет. Что будет дальше, посмотрим».

Нравится(+) 0 Не нравится(-)
  • Комментарии на сайте
  • ВКонтакте
  • Facebook

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.